Қазақша   Русский

RSS-лента

История казахского ханства - пример силы и духа народа

1 октября 2015 г. г. Актобе
09.30 – Возложение цветов к памятнику хана Абилкайыра
пр. Абилкайыр хана
10.00 – «Ұлы дала нақыштары» — международная ярмарка мастеров прикладного искусства
площадь Дворца спорта «Коныс»
11.00 – «ITFA-2015 Туризм. Саяхат. Спорт» «Шеберлер ауылы» — ХІІ-ая региональная туристическая выставка
Дворец спорта «Коныс»
11.00 – Открытие фотовыставки «Выдающиеся памятники народного зодчества Актюбинской области» (по исследованиям профессора С. Ажигали)
здание НДП «Нұр Отан»
11.00 – Региональный айтыс акынов «Бабадан қалған байтағым»
Дворец студентов
12.00 – Персональная выставка С. Смагулова «Қазақ елі»
музей искусств
15.00 – Международная научная конференция «Қазақ хандығыныњ дамуы: оқиғалар, тұлғалар»
здание НДП «Нұр Отан»
16.30 – Открытие памятника Тлеу батыра
Пересечение пр. Абилкайыр хана и ул. Тлеу батыра
18.00 – Спектакль Т. Ахтанова «Ант»
областной театр драмы им. Т. Ахтанова
1 октября 2015 г. Айтекебийский район, п. Толыбай
15.00 – Фестиваль фольклорных ансамблей «Дала сазы»
(Актобе, Атырау, Кызылорда, Костанай, Мангыстау, Западный Казахстан)
2 октября 2015 г. Айтекебийский район, п.Толыбай
10.00 – Открытие мемориального комплекса хана Абилкайыра
11.00 – Открытие этноаула:
— международный этнофестиваль «Ұлы дала жаућарлары»;
— конноспортивные состязания и национальные игры.
12.00 – Открытие музея хана Абилкайыра
18.00 – Закрытие работы этноаула

Газета «Актюбинский вестник»
№126 / 29 сентября 2015 года

11 сентября в стране праздновали 550-летие Казахского ханства. В Актобе юбилей отметили в парке имени Первого Президента РК театрализованным представлением.
Композиция перенесла зрителей в эпоху хана Абилкайыра. Посредством танцевальных и вокальных номеров актюбинцы выразили свои патриотические чувства.
Выставка декоративно-прикладного искусства еще раз подтвердила богатство и разнообразие культурного наследия народа, а спортивные состязания выявили самых смелых, сильных и ловких..
Первыми на сцену вышли актеры драмтеатра им. Тахауи Ахтанова с инсценировкой «Мәңгілік Ел». Выступление на основе драмы «Ант» подготовил отличник культуры РК Орал-Косай Байсенгир. Кульминацией выступления стала сцена знаменитого Анракайского сражения. Байсенгир исполнил главную роль — Абилкайыр хана.
Актеров сменила танцевальная группа «Әлия гұлі», затем микрофоны перешли к бабушкам из народного ансамбля «Асыл әжелер».
Программа городского отдела культуры перемежалась с номерами творческих коллективов студентов местных вузов и колледжей. Так, студенты колледжа Казахского гуманитарного юридического университета читали стихи, изображали ханов и инсценировали отрывок из фильма «Жаужурек Мын Бала». Как рассказала нам одна из активисток студенческой труппы Салтанат Бертаза, в колледже планируется открытие театрального кружка.

Абылай хан – выдающийся государственный деятель, восстановивший территориальную целостность
Казахстана. В период своего правления он осуществил значительные преобразования в государстве.
Абылай хан (1711-1781) — последний казахский хан, авторитет которого был непререкаем на всех казахских землях. Сын султана Среднего жуза Коркем-Уали Абылай (Абилмансур) родился в 1711 году. Он происходил из младшей линии чингизидов Среднего жуза. Предки Абылай хана происходят от знаменитого основателя Казахского ханства Аз-Жанибека, который является потомком Джучи хана, сына Чингисхана. В пятом колене его предком является Есим хан, давший вполне законченное централизованное государственное устройство Казахскому ханству, в четвертом — Жангир хан. Дед его, тоже Абылай, был властителем города Туркестан, прославился воинскими доблестями, получив грозное прозвище «Қанішер» («Кровопийца»).
В 13-летнем возрасте Абылай лишился отца, убитого во время межфеодальных распрей. Он бежал в степь, и скрывая свое происхождение, некоторое время был простым пастухом — поступил на службу к богатому казаху из рода жаксылык. Молодой Абылай, обладая неординарным умом, сумел проявить все те качества, которые позднее выдвинули его в ряд наиболее известных личностей Казахского ханства. С 15-летнего возраста Абылай, которого именовали Сабалак, активно участвует в борьбе казахского народа против иноземных захватчиков, вначале в качестве рядового воина, затем быстро выдвигается и становится одним из наиболее влиятельных батыров. Абилмансур с юношеских лет проявил свои лучшие качества воина, защитника Отечества.
Он постоянно участвовал в различных сражениях, особенно ярко проявляя мужество в единоборствах. Одной из первых крупных побед, принесших ему всеобщую известность, была битва казахских воинов под командованием Абилмамбет хана против джунгар. В этом бою никому не известный двадцатилетний Абилмансур в единоборстве убивает Шарыша батыра, близкого родственника главного предводителя калмыков — хунтайжи Галдан-Церена. Шарыш батыр считался непобедимым и в личных поединках одержал более 30 побед над самыми известными батырами.
После победоносного сражения Абилмамбет хан подзывает к себе Абилмансура: «Кто ты такой, и что за клич у тебя Абылай?» Абилмансур: «Я — внук Абылая и в качестве клича взывал к его духу». Тогда Абилмамбет хан растроганно обнял его и обратился к народу со следующими словами: «Когда-то я слышал, что от Бакы Уали остался единственный сын, так вот он перед нами, если вы одобрите, то ему пристало быть великим ханом». После одобрения со стороны 90 лучших представителей трех жузов Абилмансур был избран великим ханом.

Поэт Абай Кунанбаев, свет и гордость казахского народа, родился 10 августа 1845 года на территории нынешней Семипалатинской области, на склонах гор Шынгыстау.
Абай происходит из знатного и богатого рода биев. Его прадед Ыргызбай был батыром и бием рода тобыкты.
Огромную роль в становлении характера и его взглядов сыграл отец Кунанбай. Жизнь и творчество поэта в определенной мере были обусловлены установками и примерами его прославленного и порой жесткого, но справедливого отца.
Второе дорогое имя, связанное с жизнью великого поэта, — мать Улжан, добрая и мудрая женщина. Она была из богатого и знатного рода шаншар, происходящего из племени каракесек. Этот род всегда славился своим острым языком, знаменитыми розыгрышами. Улжан помнила много стихов, знала наизусть старинные поэмы и айтысы акынов.
Человек, который в наибольшей степени повлиял на раннее тяготение Абая к искусству слова и знаниям, была его бабушка Зере. Большой знаток народной словесной сокровищницы, она сумела привить своему внуку стремление и любовь к знаниям, стала его первым воспитателем и учителем.
Бабушка Зере, с нежностью относившаяся к внуку, раскрывала перед ним все богатство устного творчества, лелея и будоража воображение Абая. Зере была большой мастерицей устного рассказа, умела излагать красочно и интересно.
Именно благодаря бабушке и матери у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии. Во многом под их влиянием он выбрал нелегкий путь борца за человеческое счастье.

В истории Казахского ханства было немало личностей, оставивших своей созидательной деятельностью глубокий след в историческом прошлом своего народа и страны. Со временем становится заметней их роль в формировании исторического сознания народа. В плеяде таких исторических личностей особое место занимает Айтеке би.
Би — в переводе с казахского означает «судья, избранный народом». Бии были разного масштаба — местного (аульного), регионального, родового, племенного и так далее. Шокан Уалиханов так характеризовал их роль и место в казахском традиционном обществе: «Чтобы обрести имя бия, нужно было не раз показать перед народом свои юридические знания и свою ораторскую способность».
До сегодняшнего дня до нас дошли имена трех великих сынов казахского народа, трех славных мудрецов — Толе би, Казыбек би и Айтеке би. Именно они стали для казахов непреходящим символом национального единства. Их страстные речи владели умами потомков, как изречения из священных книг. Их значимость в нашей истории невозможно переоценить.
Внезапные нашествия хорошо организованных полчищ джунгар на казахские аулы, занимавшие кочевьями огромное пространство от Сибири до южных отрогов Каратау и долины Сырдарьи, представляли реальную угрозу для Казахского ханства. Вопрос: «Быть или не быть» стал вопросом жизни или смерти. Этот период вошел в историю Казахстана как «Ақтабан шұбырынды». Именно в то лихое время казахское общество, как никогда, нуждалось в авторитетных и выдающихся деятелях и организаторах. Встреча Толе бия, Казыбек бия и Айтеке бия и их личное знакомство произошли в период работы народных съездов, которые периодически созывались в окрестностях Туркестана. Сохранились устные повествования, передаваемые из поколения в поколение. Их было в прошлые века немало. К сожалению, многие из этих «архивов» уничтожены, сожжены или просто утеряны во времена жестокого преследования, арестов, голода, духовного и материального обнищания населения в годы сталинских репрессий.
Айтеке би, имя и слава которого простирались далеко за пределами Младшего жуза, стал в свое время легендой. Даты его рождения и места смерти установлены приблизительно: считают, что он прожил 56 лет. По возрасту он был немного моложе Толе бия, Казыбек бия и был ниже по рангу жуза (Младший жуз), но достойным их современником в деле защиты общенациональных интересов. Идейные установки и жизненная позиция Айтеке бия были сходны с Толе бием и Казыбек бием. Все они своей первой и изначальной задачей ставили честное и истинное служение своему народу во имя правды и справедливости. Они делили вместе с ним горечь поражений и радость побед.

Начавшееся в 1731 году добровольное присоединение к России казахских жузов являлось сложным процессом, и, несмотря на колониальную политику царизма, было исторически прогрессивным явлением, растянувшимся более чем на сто лет и вместившим в себя самые разные события. Царское правительство постепенно ограничивало власть и привилегии местных феодалов и султанской верхушки. К концу XVIII-началу XIX веков положение в казахских жузах изменилось: утратила былое значение ханская власть, усилилось соперничество султанских групп, выросло влияние российской администрации на ход внутриказахских дел, в то же время казахи испытывали на себе все более мощное давление со стороны среднеазиатских ханств, проводивших политику жестокой эксплуатации населения на подчиненных им землях Южного Казахстана.
Центрами влияния и опоры в казахских жузах становились приказы в Среднем жузе и дистанции на территориях, подчиненных оренбургскому ведомству. Царская администрация стремилась опираться на лояльных к России султанов, биев, старшин. Новое устройство закономерно не могло быть встречено на «ура» всей казахской знатью. Оно лишало их остатков влияния, многие оказывались вне системы административных должностей, считали себя незаслуженно обойденными вниманием властей, переход с территории одного округа на другой отныне был возможен только с разрешения окружных властей, что вызывало недовольство части знати, так как нарушало традиционные маршруты перекочевок и т.д. Одними из наиболее последовательных противников новых изменений являлись потомки знаменитого хана Среднего жуза Абылая — султаны Касымовы. Сын Абылая Касым Абылайханов, внуки Саржан и Кенесары Касымовы на протяжении более чем 20 лет вели борьбу с новым устройством Степи, надеясь вернуть свое ослабевающее влияние. Принадлежа к верхушке степной знати, Кенесары добивался восстановления ликвидированной царским правительством России ханской власти и передачи Касымову ханского титула, т.е. боролся за восстановление независимого ханства казахов. Отец Кенесары — Касым и старший брат Саржан регулярно совершали набеги на пограничные поселения и караваны.

В научном мире до сих пор не утихают споры о том, было ли присоединение Младшего жуза к России прогрессивным шагом или же предательством со стороны Абилкайыр хана, который возглавлял тогда Младший жуз и вместе со своими соратниками,
султанами и биями, принял такое решение.
Своим мнением по этому поводу с читателями «АВ» поделился кандидат исторических наук, декан истфака АРГУ им. К. Жубанова Саламат ЕСКАЛИЕВ.
— Нельзя доподлинно утверждать, что это было решением только влиятельной знати Младшего жуза. В сентябре 1730 года Абилкайыр обратился к императрице Анне Иоанновне с просьбой принять его с подвластным ему народом в подданство Российской империи. В феврале следующего года императрица подписала грамоту о добровольном вхождении Младшего жуза в состав Российской империи.
В октябре 1731 года состоялся съезд представителей родов Младшего и Среднего жузов, причем на нем преобладали представители Среднего. Например, из 54 руководителей родов, султанов и биев договор подписали 17 аргынов, 10 найманов и 4 кипчака. Из представителей Младшего жуза — 10 табынцев, 4 таминца, 4 кете и по одному других представителей обоих родов. Правда, надо отдать должное Абилкайыр хану, его соратникам Есету, Богенбаю и Худайназар мурзе, благодаря которым и был подписан этот договор. За пять лет до этого в Кара-Кумах прошел первый съезд казахов, на котором Богенбай батыр произнес свою знаменитую речь, где говорил, что отступать больше некуда: «Мы можем сохранить свои земли, если примем российское покровительство».

О войне Младшего жуза с калмыками в годы Великого бедствия

После военного удара Есим хана по Ойратскому союзу в 1627 г. большая часть западных монголов — племена торгаутов — в количестве четверть миллиона человек двинулась через территории северных кочевий казахов на запад. Оттеснив ногаев с Яика (Урал) и Едиля (Волга), они в 30-х годах XVII века в этом регионе образовали Калмыкское ханство во главе с Хо-Урлюком. С этого времени они станут опаснейшими соседями казахов Младшего жуза. Одновременно в эти же годы на востоке казахских кочевий будет образовано могущественное Джунгарское ханство. Борьба против этих двух ойратских государств будет являться лейтмотивом дальнейшего существования Казахского ханства в XVII-XVIII вв. и приведет к решающим военным столкновениям в годы Великого бедствия.

Былшык был самым справедливым и последним из степных биев нашего края. Он погиб в застенках Советской власти как враг народа

Из уст в уста
Наряду с такими великими датами, как 70-летие Победы, 550-летие Казахского ханства, 20-летие АНК и 90-летие Героя Советского Союза Алии Молдагуловой, актюбинцы отмечают в эти дни и 155-летие нашего знаменитого земляка, последнего из биев Младшего жуза Былшыка Сейитулы, которого в народе с любовью называли Кенже бий.
Он был одним из знаменитых ораторов, национальных деятелей и самым ярким представителем мудрой и образованной степной интеллигенции. Былшык бий родился в 1860 году в местечке Аксу, ауле Аралтобе на территории нынешнего Айтекебийского района. За мудрость и прозорливость Былшык был признан бием еще с юношеских лет. Люди обращались к нему с самыми различными вопросами. Споры по разделу земли и скота молодой бий всегда разрешал справедливо, невзирая на степень достатка или знатность сторон.
После успешного разрешения одного из межродовых скандалов, грозивших перерасти в многолетнюю усобицу, слава о молодом бие разнеслась по всему краю и жузу. Обращавшиеся к нему истцы, приезжавшие из других мест, по возвращении рассказывали землякам о незаурядных качествах народного судьи.
Последние годы жизни Былшык бия пришлись на период коллективизации и конфискации, ссылки крупных баев. Беда не обошла стороной и бедняков, у которых, не разбираясь, забирали единственную скотину, отправляя целыми семьями в ссылку. Бий открыто выступал против таких мер Советской власти. Он смело высказывал на общих сходах свои мысли о том, что политика, проводимая Советами, является продолжением колониальной политики Российской империи.

Программы

Баннеры

030000, Республика Казахстан, г.Актобе, ул.Т.Ахтанова, 50